Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения


 logotМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Подпорожский детский сад №4"

 

Новости

Пути и средства правовой защиты дошкольников

Пути и средства правовой защиты дошкольников

Проблема правовой защиты детей – сегодня одна из актуальных проблем. Особенно эта проблема, с нашей точки зрения, является острой по отношению защиты прав детей дошкольного возраста, возраста, когда только формируются представления о том. Что такое права, какие права есть у человека, кто должен защищать права ребенка.

Существует три направления работы в детском саду, которые помогают осуществлять защиту прав дошкольников в ДОУ. Это работа:

- с педагогическим коллективом по формированию компетенций в области защиты прав детей;

- с детьми старшего дошкольного по формированию у них правовых представлений;

- с родителями детей, посещающих детский сад.

Повышение правовой защиты дошкольников во многом определяется подходящей квалификацией педагогических кадров. В воспитании детей недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.

С другой стороны – способом защиты могут служить знания самих детей о своих правах и обязанностях. Для этого преподавательский состав занимается воспитанием правовой культуры дошкольников.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Воспитание правовой культуры – основная составляющая политики государства, утвердившего Конвенцию о правах ребенка. Главная неотъемлемая составляющая, обеспечивающая правовую культуру, это культура взрослых и их соответствующее поведение в обществе.

Правовое воспитание в ДОУ выделяет основные задачи:

- ознакомить детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- сформировать у детей: социальную ответственность, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыки общения в различных ситуациях;

- воспитать у детей уважительное и терпимое отношение к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- помочь при формировании у дошкольников: чувства собственного достоинства, собственного мнения и навыков его выражения, умений плодотворного разрешения конфликтов и споров;

- воспитать уважение к мнению другого человека;

- повысить уровень правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

- сформировать у родителей детей, посещающих детский сад, понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

У детей дошкольного возраста возможно формирование:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, для пресечения и предупреждения правонарушений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о целесообразных, обдуманных и полезных формах отдыха.

Таким образом, правовая защита дошкольников – это целенаправленное и регулярное (системное) влияние на сознание и поведение ребенка для формирования у него правовых представлений, первоначальных знаний в области защиты собственных прав. Правовая защита включает в себя и правовую воспитанность.

Правовая воспитанность – комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, по отношению к современному обществу.

  Работа с родителями дошкольников строится на объяснении родителям, что такое права ребенка, какие права у него есть, кто их защищает, какие действия по отношению к ребенку являются насилием.

Причины возникновения насилия над детьми могут быть такие:

  • отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний, умений и навыков для воспитания своих детей;
  • безразличие родителей к духовному росту и развитию своего ребенка, нежелание и неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;
  • не высокий уровень воспитательной культуры родителей приводит к незнанию ими стилей воспитания детей, в семьях преобладает режим авторитаризма или чрезмерной опеки, а также противоречивость в методах воспитания;
  • антиобщественный способ жизнедеятельности, где в семье может наблюдаться наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;
  • низкий уровень жизни семей как результат безработицы, бедности, отсутствия собственного жилья;
  • детские особенности (черты характера, поведение, принципы), которые могут подвигнуть родителей к физическому насилию над детьми;
  • психические заболевания одного из родителей;
  • родители, ставшие в прошлом жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, могут применять его к своим детям и т.д.

У детей от 3-х до 6-ти лет отмечается первый возрастной кризис. Они начинают ощущать себя свободными, независимыми от родителей. Это проявляется в позиции «я сам». В это время они:

  • находятся в постоянном движении;
  • отличаются романтической привязанностью к родителям;
  • не различают реальный мир и мир фантазий;
  • пытаются удовлетворять свои желания и потребности не зависимо от мнения окружающих их людей;
  • обращают на себя внимание, высказывают свое мнение, даже когда этого не следует делать;
  • выдумывают (затем испытывают) различные страхи и беспокойства;
  • начинают интересоваться: «Откуда я взялся(лась)? А где я был(а) до этого?»;
  • отдают предпочтение играм в дочки-матери, при этом показывая со своей точки зрения нынешние отношения в своей семье между детьми и родителями, а так же моделируя свою будущую семью.

Во время такого кризиса привычное отношение к ребенку слегка меняется. Что же делать в этом случае? Как себя вести?

  • жалейте, поощряйте и любите своего ребенка, ласкайте, целуйте и обнимайте его, так как в данный период излишка ласки не будет;
  • попробуйте помочь ребенку все сделать самому;
  • будьте отзывчивыми к его идеям; отложите свои дела и внимательно выслушайте ребенка, как только он изъявил желание с Вами поговорить, посоветоваться;
  • предоставьте ему свободу, однако учите, что он должен считаться с мнением окружающих его людей. Остановите ребенка, если он нахально, без церемоний вмешивается в разговоры взрослых, покажите свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
  • понаблюдайте за играми ребенка, поучаствуйте в них, если Вас пригласили. Это первая и очень важная школа жизни: по играм определяют, какие проблемы возникают у детей, как он их решает и каким человеком в будущем он может стать;
  • на вопросы, задаваемые ребенком, даже на «неудобные», нужно отвечать честно и откровенно, иначе потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как Вы уже подали ему нежелательный пример.

Нельзя:

  • излишне опекать ребенка;
  • заострять внимание на детских ссорах;
  • использовать угрозы для того, чтобы достигнуть желаемого результата;
  • наказывать за качества личности – только за действия;
  • прибегать к физическим наказаниям. Конечно, применив насилие, можно добиться цели быстрее. Но что делать, когда ребенок вырастет? [3, с. 38].

Таким образом, главным воспитательным «институтом» для ребенка является семья. Дошкольное учреждение может только помогать в воспитании ребенка. И для родителей, и для воспитателей в детском саду ребенок является особым объектом внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.

© 2011-2014 гг. МБДОУ "Подпорожский детский сад №4"

При любом использовании материалов сайта, ссылка на 4-sadik.ru обязательна.

Обычная версия сайта

Новости

Пути и средства правовой защиты дошкольников

Пути и средства правовой защиты дошкольников

Проблема правовой защиты детей – сегодня одна из актуальных проблем. Особенно эта проблема, с нашей точки зрения, является острой по отношению защиты прав детей дошкольного возраста, возраста, когда только формируются представления о том. Что такое права, какие права есть у человека, кто должен защищать права ребенка.

Существует три направления работы в детском саду, которые помогают осуществлять защиту прав дошкольников в ДОУ. Это работа:

- с педагогическим коллективом по формированию компетенций в области защиты прав детей;

- с детьми старшего дошкольного по формированию у них правовых представлений;

- с родителями детей, посещающих детский сад.

Повышение правовой защиты дошкольников во многом определяется подходящей квалификацией педагогических кадров. В воспитании детей недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.

С другой стороны – способом защиты могут служить знания самих детей о своих правах и обязанностях. Для этого преподавательский состав занимается воспитанием правовой культуры дошкольников.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Воспитание правовой культуры – основная составляющая политики государства, утвердившего Конвенцию о правах ребенка. Главная неотъемлемая составляющая, обеспечивающая правовую культуру, это культура взрослых и их соответствующее поведение в обществе.

Правовое воспитание в ДОУ выделяет основные задачи:

- ознакомить детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- сформировать у детей: социальную ответственность, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыки общения в различных ситуациях;

- воспитать у детей уважительное и терпимое отношение к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- помочь при формировании у дошкольников: чувства собственного достоинства, собственного мнения и навыков его выражения, умений плодотворного разрешения конфликтов и споров;

- воспитать уважение к мнению другого человека;

- повысить уровень правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

- сформировать у родителей детей, посещающих детский сад, понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

У детей дошкольного возраста возможно формирование:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, для пресечения и предупреждения правонарушений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о целесообразных, обдуманных и полезных формах отдыха.

Таким образом, правовая защита дошкольников – это целенаправленное и регулярное (системное) влияние на сознание и поведение ребенка для формирования у него правовых представлений, первоначальных знаний в области защиты собственных прав. Правовая защита включает в себя и правовую воспитанность.

Правовая воспитанность – комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, по отношению к современному обществу.

  Работа с родителями дошкольников строится на объяснении родителям, что такое права ребенка, какие права у него есть, кто их защищает, какие действия по отношению к ребенку являются насилием.

Причины возникновения насилия над детьми могут быть такие:

  • отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний, умений и навыков для воспитания своих детей;
  • безразличие родителей к духовному росту и развитию своего ребенка, нежелание и неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;
  • не высокий уровень воспитательной культуры родителей приводит к незнанию ими стилей воспитания детей, в семьях преобладает режим авторитаризма или чрезмерной опеки, а также противоречивость в методах воспитания;
  • антиобщественный способ жизнедеятельности, где в семье может наблюдаться наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;
  • низкий уровень жизни семей как результат безработицы, бедности, отсутствия собственного жилья;
  • детские особенности (черты характера, поведение, принципы), которые могут подвигнуть родителей к физическому насилию над детьми;
  • психические заболевания одного из родителей;
  • родители, ставшие в прошлом жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, могут применять его к своим детям и т.д.

У детей от 3-х до 6-ти лет отмечается первый возрастной кризис. Они начинают ощущать себя свободными, независимыми от родителей. Это проявляется в позиции «я сам». В это время они:

  • находятся в постоянном движении;
  • отличаются романтической привязанностью к родителям;
  • не различают реальный мир и мир фантазий;
  • пытаются удовлетворять свои желания и потребности не зависимо от мнения окружающих их людей;
  • обращают на себя внимание, высказывают свое мнение, даже когда этого не следует делать;
  • выдумывают (затем испытывают) различные страхи и беспокойства;
  • начинают интересоваться: «Откуда я взялся(лась)? А где я был(а) до этого?»;
  • отдают предпочтение играм в дочки-матери, при этом показывая со своей точки зрения нынешние отношения в своей семье между детьми и родителями, а так же моделируя свою будущую семью.

Во время такого кризиса привычное отношение к ребенку слегка меняется. Что же делать в этом случае? Как себя вести?

  • жалейте, поощряйте и любите своего ребенка, ласкайте, целуйте и обнимайте его, так как в данный период излишка ласки не будет;
  • попробуйте помочь ребенку все сделать самому;
  • будьте отзывчивыми к его идеям; отложите свои дела и внимательно выслушайте ребенка, как только он изъявил желание с Вами поговорить, посоветоваться;
  • предоставьте ему свободу, однако учите, что он должен считаться с мнением окружающих его людей. Остановите ребенка, если он нахально, без церемоний вмешивается в разговоры взрослых, покажите свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
  • понаблюдайте за играми ребенка, поучаствуйте в них, если Вас пригласили. Это первая и очень важная школа жизни: по играм определяют, какие проблемы возникают у детей, как он их решает и каким человеком в будущем он может стать;
  • на вопросы, задаваемые ребенком, даже на «неудобные», нужно отвечать честно и откровенно, иначе потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как Вы уже подали ему нежелательный пример.

Нельзя:

  • излишне опекать ребенка;
  • заострять внимание на детских ссорах;
  • использовать угрозы для того, чтобы достигнуть желаемого результата;
  • наказывать за качества личности – только за действия;
  • прибегать к физическим наказаниям. Конечно, применив насилие, можно добиться цели быстрее. Но что делать, когда ребенок вырастет? [3, с. 38].

Таким образом, главным воспитательным «институтом» для ребенка является семья. Дошкольное учреждение может только помогать в воспитании ребенка. И для родителей, и для воспитателей в детском саду ребенок является особым объектом внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.